Присоединяйтесь:

На 1,4 триллиона тенге увеличил доходы республиканский бюджет Казахстана

На 1,4 триллиона тенге увеличил доходы республиканский бюджет Казахстана
Об этом передает Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана. 

Однако этот рост имеет двойственную природу, сочетая фундаментальные факторы с сохранением высокой структурной зависимости, отмечают эксперты. 

Совокупные налоговые поступления показали двухзначный рост, заметно укрепив текущую фискальную позицию государства.  Всего собрано 19,1 трлн тенге налогов, что больше на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  

Наибольший рост налоговых поступлений отмечается в республиканском бюджете (+1,8 трлн тенге). Более 90% приходятся на поступления по НДС (+727 млрд тенге), корпоративному подоходному налогу (+713 млрд тенге) — индикаторы роста деловой активности и инфляции, а также на таможенную пошлину на нефть (+206 млрд тенге) за счет увеличения ее добычи на 13,2% до 75,7 млн тонн.

По местным бюджетам (+915 млрд тенге) основной прирост обеспечен по индивидуальному подоходному налогу (+312 млрд тенге), соцналогу (+204 млрд тенге) и акцизам (+143 млрд тенге). 

За это время отмечается рост заработных плат (+11,3%), занятости (+103 тыс.). Также повлияло и увеличение ставки по соцналогу до 11% с 1 января 2025 года. База малого и среднего бизнеса расширена на 119,8 тыс. Наблюдается и рост внутреннего потребления отдельных категорий подакцизных товаров.

Однако налоговые поступления умеренно снизились в Национальном Фонде на 5% или 153 млрд тенге. Как отмечается в сообщении, главным образом за счет сокращения поступлений по рентному налогу и корпоративному подоходному налогу, что напрямую связано с более низкими ценами на нефть.

Тем не менее, благодаря высокому сбору налогов в республиканский и местные бюджеты, исполнение годового плана по налоговым сборам в стране улучшилось до 68% (61% годом ранее).

Расходы республиканского бюджета выросли на 7,6% или 1,3 трлн тенге. Эти средства направлены на соцпомощь и обеспечение, трансферты и обслуживание долга.

Расходы местных бюджетов выросли на 15,7% или 1,6 трлн тенге: образование, ЖКХ и приобретение финактивов.

Поскольку рост расходов опережает рост доходов, суммарные расходы превысили доходную часть на 5,8 трлн тенге, что обусловило финансирование дефицита и погашение займов за счет агрессивного заимствования.

Для финансирования дефицита было привлечено 6,5 трлн тенге новых займов (рост на 1,2 трлн тенге). Выполнен 75% годового плана.

Объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет в отчетном периоде составил 4,2 трлн тенге, 80% от годового плана. С учетом ноябрьской заявки Минфина не изъятыми на декабрь остаются порядка 700 млн долларов.

Из-за превышения изъятий над поступлениями налогов прирост активов Национального Фонда на 6,6% до 62,7 млрд долларов был обеспечен исключительно высоким инвестиционным доходом — 6,5 млрд долларов за девять месяцев 2025 года. 

 Активы Нацфонда растут за счет не фискальных, а рыночных факторов, что делает его зависимым от глобальной финансовой конъюнктуры.

— Рост по ключевым категориям налогов в республиканском бюджете указывает на оживление внутреннего потребления и наращивание внешнеэкономической активности, включая рост добычи нефти. Однако высокий вклад НДС (43% от всех налогов) и сырьевого сектора (21%) является структурной уязвимостью, указывающей на многолетнюю зависимость центрального бюджета от внутреннего потребительского спроса и конъюнктуры экспорта, — говорится в сообщении.

Рост поступления налогов в местные бюджеты имеет более устойчивую социально-экономическую природу: повышение занятости, рост реальных зарплат и налоговых ставок, а также расширение фискальной базы МСБ. Как отмечают эксперты, это отражает нарастающий вклад региональной экономики в общую фискальную стабильность, подтверждает эффективность усилий по децентрализации финансов, повышения самостоятельности местных исполнительных органов и расширения налоговой базы. Отметим, что исполнение годового плана по налоговым сборам в местные бюджеты составило 79% в сравнении с показателем в 66% в республиканский бюджет. 

— Тем не менее падение нефтяных цен вновь продемонстрировало уязвимость Нацфонда к внешней волатильности. Уменьшение практически всех поступлений налогов на фоне сохранения высоких плановых трансфертов в бюджет усиливает давление на баланс фонда, серьезно сдерживая рост его активов. Планируемое сокращение трансфертов из Нацфонда (до 2,8 трлн тенге против 5,3 трлн тенге в 2025) в 2026 году не только поддержит рост его активов, но и указывает на смещение фокуса бюджетной политики от стимулирующей модели к более сдержанному и устойчивому подходу. Это решение отражает стратегический сдвиг в бюджетной политике в сторону повышения самостоятельности доходной части бюджета и сокращения зависимости от трансфертов Нацфонда. Вместе с тем снижение объема вливаний в экономику потребует усиления налогового администрирования, мобилизации ненефтяных доходов и более эффективного адресного расходования ограниченных госсредств для поддержки приоритетных секторов и социальной стабильности, — заключили эксперты. 

Похожие материалы