Макроэкономика и финансовая устойчивость
По итогам девяти месяцев текущего года рост экономики Казахстана достиг 6,3%, что на 2,3 процентных пункта выше показателя начала года. Динамика роста ускорялась с января по сентябрь: в январе — 3,8%, в январе–феврале — 5,4%, в январе–марте — 5,6%, в январе–апреле — 6%, в январе–мае — 6%, в январе–июне — 6,3%, в январе–июле — 6,3% и в январе–августе — 6,5%.
Такие темпы обеспечены диверсификацией экономики и сбалансированным развитием отраслей. Главными драйверами роста стали:
- услуги транспорта и складирования (+21,2%);
- строительство (+14,9%);
- торговля (+8,8%);
- горнодобывающая промышленность (+9,3%);
- обрабатывающая промышленность (+6,2%).
Рост инвестиций в основной капитал формирует прочную основу для средне- и долгосрочного устойчивого развития. С января по сентябрь т. г. инвестиции увеличились на 13,5% в годовом выражении, в том числе в обрабатывающую промышленность — на 30,7%. Активизация инвестиций связана с ростом деловой активности, увеличением кредитования бизнеса банками второго уровня, реализацией инфраструктурных и инвестиционных проектов, а также программ «Тариф в обмен на инвестиции» и «Келешек мектептері».
Развитие предпринимательства и инвестиции
Количество действующих предприятий малого и среднего бизнеса продолжает расти. По состоянию на 1 сентября 2025 года их насчитывается 2 174 309, что на 6,4% больше, чем годом ранее (2 043 760). Доля МСБ в экономике выросла до 38,6% (+0,9 п. п.), а объем выпуска продукции увеличился на 11,4%, составив 18,7 трлн тенге.
Улучшение бизнес-климата
Сокращается количество проверок за счет принятого в 2024 году закона по вопросам ведения бизнеса. Новый подход предусматривает переход от контрольных проверок к профилактическим мерам. По данным Генеральной прокуратуры, в 2024 году проверки прошли 53 320 предпринимателей — на 42,1% меньше, чем в 2019 году (126 561). Тенденция сохраняется и в 2025 году: за первое полугодие количество проверок снизилось на 1,9% и составило 46 375, что на 73,8% меньше уровня 2019 года.
Также отменено свыше 10 тыс. избыточных требований к бизнесу, а принцип «1 in 2 out» (введение одного требования при отмене двух старых) позволяет не увеличивать регуляторную нагрузку. До конца года планируется пересмотр квалификационных требований для получения разрешений, а также оптимизация сроков их выдачи.
Для эффективного взаимодействия бизнеса и государства запущено мобильное приложение «eGov Business» с функцией личного кабинета «Мой бизнес». Через него доступны более 30 государственных услуг: регистрация предприятия, налоговый календарь, получение сертификатов и цифровое подписание документов.
Государственная поддержка бизнеса
В 2024 году мерами льготного финансирования охвачено около 26 тыс. проектов на сумму 1,3 трлн тенге. С 2025 года действует новый механизм льготного кредитования, предусматривающий субсидирование кредитов субъектам микро- и малого предпринимательства до 200 млн тенге под ставку 12,3% сроком до 3 лет.
Запущена программа «Өрлеу», по которой предприниматели могут получать кредиты до 7 млрд тенге под 12,6% сроком до 10 лет. Уже профинансировано 1 095 проектов на сумму 392 млрд тенге. Созданы два гарантийных фонда на базе Фонда «Даму».
По Гарантийному фонду 1 поддержано 1 618 проектов на сумму 281 млрд тенге, из которых 154,4 млрд тенге составили гарантии.
По Гарантийному фонду 2 поддержан один крупный проект на сумму 7,1 млрд тенге (2,8 млрд тенге — гарантии).
Создан единый реестр более 100 финансовых и нефинансовых мер поддержки. Для мониторинга их эффективности внедрена система «Baqylauda», обеспечивающая прозрачность и контроль за реализацией программ.
Снижение доли государства и развитие конкуренции
На 1 сентября 2025 года 396 гособъектов передано в конкурентную среду на сумму 922,1 млрд тенге, еще 69 направлены на реорганизацию или ликвидацию. Крупные госкомпании выведены на IPO/SPO:
- АО «НК „КазМунайГаз“ — 153,9 млрд тенге,
- АО „KEGOC“ — 22,6 млрд тенге,
- АО „Эйр Астана“ — 10,6 млрд тенге.
Госкомиссией по модернизации экономики поддержана оптимизация более 400 компаний с балансовой стоимостью свыше 3 трлн тенге.
В 2026–2030 годах планируется трехэтапная оптимизация:
- 1-й этап (2026) — около 200 объектов;
- 2-й этап (2027–2028) — более 100 компаний;
- 3-й этап (2029–2030) — около 60 компаний, преимущественно в сфере тепла и энергетики.
Как отмечают в Правительстве, главная цель — передача активов в конкурентную среду и развитие частного сектора. При этом закреплены новые подходы к приватизации, исключающие создание частных монополий и избыточное участие государства.
Демонополизация экономики
По поручению Главы государства с 2022 года действует Комиссия по демонополизации экономики. В результате за короткий срок в госсобственность возвращены активы и средства, ранее контролировавшиеся частными структурами. Возвращены пакеты акций и доли участия в 17 АО и ТОО, имущественный комплекс в ВКО, 7 зданий, 162 железнодорожных пути и сооружения, 7 автомобилей и другое имущество (всего более 2 тыс. единиц). 1 млрд тенге направлен в общественный фонд «Қазақстан халқына», а $100 млн и 1,49 млрд тенге — в Фонд поддержки инфраструктуры образования.
Реформа системы госзакупок
С 1 января 2025 года вступил в силу новый закон «О государственных закупках». Он направлен на повышение качества закупаемых товаров и услуг, сокращение сроков процедур и повышение прозрачности.Сроки проведения закупок сокращены в три раза — с 30 до 10 рабочих дней. Введен общественный мониторинг, усилена ответственность поставщиков.
Введен механизм строительства «под ключ», ограничен объем субподрядных работ (до 30%). Для приобретения малозначительных закупок внедрено право одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг — до 500 МРП. Для сельских акиматов порог закупок из одного источника увеличен с 3 тыс. до 4 тыс. МРП. Объем закупок из одного источника с 2019 года сократился с 34% до 26%.
На базе АО «Центр электронных финансов» создана единая платформа закупок, интегрирующая площадки goszakup.gov.kz, zakup.sk.kz и mitwork.kz. По итогам девяти месяцев 2025 года объем госзакупок составил 9,4 трлн тенге, а количество договоров с отечественными товаропроизводителями — 140 712 на 399,86 млрд тенге, что значительно больше прошлогоднего уровня (109 909 договоров на общую сумму 202,5 млрд тенге).
Инвестиционная политика
Казахстан поставил цель удвоить ВВП к 2029 году до $450 млрд и привлечь не менее $150 млрд инвестиций. Обновлена Концепция инвестиционной политики до 2029 года, формирующая целостную бизнес-экосистему. Создан инвестиционный штаб, внедрена национальная цифровая инвестиционная платформа. Введен принцип «заказ на инвестиции» — формирование региональных и отраслевых предложений с учетом конкурентных преимуществ. Для проектов стоимостью свыше $60 млн предусмотрены соглашения об инвестициях, гарантирующие стабильность законодательства на 25 лет. В 2024 году заключено шесть таких соглашений, в 2025-м — еще 21.
Активно развиваются специальные экономические и индустриальные зоны, а также Международный финансовый центр «Астана», действующий по принципам английского права и поддерживающий развитие «зеленых» и исламских финансов.
Инвестиционная привлекательность Казахстана
Казахстан сохраняет статус ведущего инвестиционного направления Центральной Азии. По данным ЮНКТАД, из пяти крупных greenfield-проектов в странах без выхода к морю в 2024 году четыре реализованы в Казахстане. Приток прямых иностранных инвестиций составил 17,2 млрд долларов США, реализовано 45 новых проектов, создано 6 200 рабочих мест.
Основные отрасли притока:
- горнодобывающая промышленность — $6,5 млрд,
- обрабатывающая — $2,8 млрд,
- торговля — $5,3 млрд,
- профессиональная и научная деятельность — $0,9 млрд.
Крупнейшие инвесторы: Россия ($4,1 млрд), Нидерланды ($3,8 млрд), Южная Корея ($1,2 млрд), Бельгия ($1,2 млрд) и Китай ($1,2 млрд). По итогам первого полугодия 2025 года валовый приток ПИИ составил $10,1 млрд, что на 1,1% выше уровня прошлого года.





