На фоне прогнозов ЕАБР о среднем курсе 535 тенге за доллар в 2026 году снова возник вопрос: ждать ли девальвации? Есть ли к этому предпосылки и каков прогноз вообще, отвечает эксперт Qazaq Expert Club, финансист Венера Жаналина.
«Экономические условия для резкой девальвации сейчас отсутствуют. Колебания возможны, и баланс рисков смещён в сторону умеренного ослабления, но речь идет скорее о нормальных рыночных движениях, чем о валютном шоке. Что может повлиять на ослабление тенге? Один из ключевых внешних драйверов - цена на нефть Brent. По прогнозам, *средняя цена Brent в 2026 году* может составить около 62–64 доллара за баррель, что ниже среднего уровня 2025 года (~68–69 долларов) и оказывает давление на валюту и экспортные доходы».
Если говорить о внутренней экономике, эксперт считает, что риски для тенге связаны c параметрами бюджетной политики, динамикой импорта и инфляционными ожиданиями. По оценкам Национального банка и рынка, *инфляция в 2026 году может остаться повышенной* - на уровне примерно 9,5–11% - что также влияет на валютные ожидания и покупательную способность.
Существенную поддерживающую роль для тенге играет жёсткая денежно-кредитная политика. Высокий уровень базовой ставки на уровне 18% повышает привлекательность тенговых активов и способствует притоку капитала. Однако усиление проинфляционного давления или рост внутреннего спроса при ограниченном валютном предложении способны нейтрализовать часть этого положительного эффекта.
«Но у Казахстана есть важные буферы, - добавляет Венера. - Это *золотовалютные резервы страны*, которые составляют выше сотен миллиардов долларов. Кроме того, активы Национального фонда, созданного для стабилизации экономики и снижения зависимости от внешних шоков, работают как дополнительная защита».
Совокупно это означает, что даже при внешних вызовах курс тенге будет адаптироваться под влиянием рыночной логики, а не через резкие одномоментные девальвации. Поэтому по мнению финансиста, в 2026 году основной сценарий - умеренное ослабление, а не валютный шок.





