
Он напомнил, что фонд был создан в 2008 году в качестве стратегического института антикризисной политики и драйвера долгосрочного экономического роста по аналогии с успешными зарубежными суверенными фондами, такими как Temasek Holdings (Сингапур). Однако на практике деятельность фонда вызывает все большее общественное недоверие, как по линии экономической эффективности, так и по линии прозрачности и подотчетности.
Более того, мы наблюдаем укоренившую практику вмешательства подразделений фонда в рыночную экономику, обусловленное их преимущественным положением. Например, по данным Единой электронной базы государственных закупок за 2023 год, более 60% всех закупок в группе компаний «Самрук-Қазына» были осуществлены из одного источника. Аналогичная ситуация наблюдается в дочерних структурах, таких как АО «Байтерек», где данный показатель составляет около 50%, — сказал Адиль Жубанов.
Он считает, что такие действия не соответствуют принципам рыночной экономики и создают потенциальные коррупционные риски, тем самым способствуют возникновению монополии.
Таким образом, по его словам, попытка адаптации модели Temasek Holdings к казахстанским реалиям оказалась безуспешной. В отличие от Сингапура, где действуют жесткие механизмы институционального контроля и отмечается низкий уровень коррупции (5-е место в индексе восприятия коррупции Transparency International за 2023 год), Казахстан занимает в данном рейтинге 93-е место из 180 стран. Как результат, базовые условия, в которых функционирует «Самрук-Қазына», радикально отличаются от условий в странах-эталонах.
Высокая концентрация активов (до 50% ВВП) в рамках одного фонда и отсутствие своевременного внешнего аудита приводят к системной неэффективности и стагнации управления. Анализ рентабельности ключевых активов фонда, таких как АО «КазМунайГаз», АО «Қазақстан темiр жолы», АО «KEGOC», говорят о снижении финансовых показателей и увеличении долговой нагрузки при отсутствии прозрачных стратегий трансформации, — заявил депутат.