
Борьба, в которой государственные органы и производители оригинальных продуктов выступают против теневых заводов, выпускающих поддельную продукцию, напоминает битву с ветряными мельницами.
Причинами такого положения дел стали сразу множество факторов, но основным из них, конечно же, является желание дельцов заработать на популярности известных брендов, предлагая покупателям некачественную, а зачастую опасную для здоровья продукцию
Одним из самых проблемных мест в стране, где реализуется большинство контрафакта, являются вещевые и продовольственные рынки. Однако в последние годы у производителей и продавцов подделок все большую популярность набирают различные маркетплейсы, где покупателю часто невозможно оценить ни качество продукта, ни его оригинальность, считает партнер юридической компании, специализирующейся в данной сфере, Жанат Нурмагамбетов,.
"Длительный период времени контрафактную продукцию традиционно чаще всего можно было встретить на рынках. Сейчас многие торговцы с рынков переезжают в торговые центры. Кроме того, большой популярностью у продавцов подделок стали пользоваться маркетплейсы, где очень легко обмануть потребителя. На карточке товара можно указать что угодно, поставить фотографию оригинального товара, а потребитель в конце получает контрафактный товар.
Снизить риск нарваться на подделку можно, следуя универсальному правилу, которое мы называем правило ЦУМ, что расшифровывается как цена, упаковка и место.
Необходимо понимать, что товар известного бренда, который реализуется по цене гораздо ниже привычной, в упаковке, которая может немного отличаться от оригинальной, купленный, где-нибудь на рынке, вряд ли будет оригинальным", – отметил юрист.
По словам руководства юридической компании, специалисты которой уже много лет занимаются выявлением и анализом контрафактной продукции в Казахстане, противодействие распространению контрафакта в основном осуществляется органами министерства юстиции.
Но, как отметили юристы компании, за последние годы не было таких ярких кейсов, которые можно было бы привести в пример, рассказывая о борьбе с контрафактом в Казахстане. Например, агентством по финансовому мониторингу, полицией, таможенными органами или антимонопольным комитетом, притом что все эти органы также наделены полномочиями в этой сфере.
Одним из излюбленных приемов производителей контрафакта является почти полное копирование известных товарных знаков или подмена одной-единственной буквы в названии бренда. Как рассказал представитель департамента юстиции города Алматы Алмас Бекботаев, в Казахстане продают подделки практически всего спектра товаров народного потребления, одежды, бытовой техники, бытовой химии, запасных частей, продовольственных товаров и многих других товаров различного назначения.