
Сокращение госучастия и оптимизация структуры
По словам Жакупова, одним из ключевых направлений работы является оптимизация структуры фонда. В частности, на рассмотрение совета директоров будет вынесен вопрос о ликвидации компании "Самрук-Қазына Бизнес Сервис". Также фонд продолжает усилия по повышению эффективности и стоимости активов группы, а также избавлению от неприбыльных активов.
"Мы продолжаем работать над улучшением эффективности фонда и улучшением стоимости наших активов. В рамках этого процесса мы планируем ликвидировать несколько неприбыльных активов, что поможет нам сосредоточиться на более прибыльных и стратегически важных направлениях", — отметил Жакупов.
Расширение железнодорожной инфраструктуры
Говоря о планах по развитию инфраструктуры, Жакупов подчеркнул важность развития железнодорожных перевозок. "Қазақстан темір жолы" активно строит новые терминалы и порты, включая порт в Аляте в Баку и сухой порт в Будапеште. В этом году фонд также планирует расширение присутствия в Румынии и Болгарии, а также введение в эксплуатацию сухих портов в России и Беларуси.
"Мы также рассматриваем возможность выхода на порты в Карачи и Абу-Даби. Все это является частью стратегии расширения железнодорожной инфраструктуры, которую мы будем предлагать инвесторам при возможном IPO КТЖ", — добавил он.
Жакупов отметил, что, несмотря на отсутствие выхода Казахстана к океану, страна имеет уникальное географическое положение между Китаем и Европой, что открывает большие перспективы для развития железнодорожных перевозок. При должном развитии инфраструктуры Казахстан сможет существенно улучшить транзитный потенциал, сократив время доставки товаров, что также будет способствовать экономическому росту.
Финансовое положение фонда в 2025 году
Что касается финансовых прогнозов, Жакупов сообщил, что в текущем году финансовое положение "Самрук-Қазына" ухудшится. Ожидается, что чистая прибыль фонда сократится до 1,438 трлн тенге, по сравнению с 1,795 трлн тенге в 2024 году. В то же время, долги госфонда увеличатся с 9,039 трлн тенге в 2024 году до 10,289 трлн тенге в 2025 году.
Таким образом, несмотря на некоторые финансовые трудности, фонд продолжает работать над укреплением своей позиции и реализацией стратегически важных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и сокращение госучастия в экономике Казахстана.