Присоединяйтесь:

Визит Токаева в Узбекистан — шаг к превращению договорённостей в реальные проекты

Визит Токаева в Узбекистан — шаг к превращению договорённостей в реальные проекты
Момент выбран неслучайно: страны синхронизируют долгосрочные программы, развивают промышленную и транспортную кооперацию, а региональная повестка Центральной Азии становится всё более самостоятельной и влиятельной.

О том, какие ожидания формируются в Узбекистане, как изменится региональная архитектура сотрудничества, и какую роль играют Токаев и Мирзиёев в сближении двух государств, мы поговорили с экспертом-политологом, кандидатом философских наук, доцентом Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Равшаном Назаровым.

– Как вы оцениваете предстоящий визит Токаева в Узбекистан? Какие ожидания он вызывает в Ташкенте с точки зрения укрепления стратегического партнёрства?

– Визит Президента Токаева рассматривается как логическое продолжение институализации двусторонних отношений. В программу включены переговоры на высшем уровне и очередная сессия Высшего межгосударственного совета.

Ожидания в Ташкенте — практическая «упаковка» ранее заявленных инициатив в конкретные проекты и договоры: пакет соглашений, запуск совместных проектов. Такой формат усиливает ожидание значимого экономического и инфраструктурного результата.

– Можно ли сказать, что Казахстан и Узбекистан формируют новый «центр тяжести» региона на основе доверия, прагматизма и лидерства?

– Да, мы можем так сказать. Два крупнейших по экономике и территории государства региона активно консолидируют свои межгосударственные институты — стратегические программы, Межгосударственный совет, механизмы региональной координации.

Уровень доверия и прагматизма подтверждается совместными программами 2024–2034 годов и активной межрегиональной повесткой.

Тем не менее «центр тяжести» — не исключительно двусторонний феномен: в нём участвуют и внешние акторы — Китай, Россия, ЕС, США, поскольку задействованы транспортно-энергетические интересы соседей.

– Как визит может повлиять на архитектуру сотрудничества в международных форматах — ШОС, ОИС, ЕАЭС, C5+1?

– Ожидаемы два эффекта.

Во-первых, усиление координации двусторонних позиций перед многосторонними переговорами — в Ташкенте подчёркивают необходимость согласовывать позиции в ШОС и других форматах.

Во-вторых, прагматическая диверсификация инструментов взаимодействия — Казахстан как член ЕАЭС может служить мостом для некоторых экономических инициатив, при том что Узбекистан стремится сохранять гибкость вне ЕАЭС.

Внешнеполитически это даёт Центральной Азии более скоординированный голос, но не превращает пару автоматически в блок — координация будет селективной и прагматичной.

– Какие направления экономического и инфраструктурного сотрудничества сейчас наиболее перспективны?

– Ключевые сферы сотрудничества:

• трансграничный транспорт и логистика — Транс-Каспийский и региональные коридоры;

• энергетика — транзит газа, синхронизация электросетей, зелёная энергетика;

• промышленная кооперация — совместные заводы, машиностроение, переработка;

• агропроизводство — зерновые, плодоовощная и мясомолочная продукция;

• цифровая интеграция — цифровые сервисы, обмен данными, платформы.

На практике сейчас активно продвигаются проекты по логистике и индустриальным паркам — именно они дают самые ощутимые результаты.

– Можно ли ожидать соглашений по Транскаспийскому маршруту, газотранспортным коридорам или промышленной кооперации?

– Скорее всего да. На уровне заявлений Ташкент и Астана активно продвигают развитие Транскаспийского маршрута и других логистических коридоров, а также расширение газового транзита через Казахстан в Узбекистан — объёмы ежегодно растут.

Кроме того, уже запускаются пакеты совместных промышленных проектов на миллиарды долларов. Поэтому по итогам визита можно ожидать новых меморандумов, рамочных соглашений и практических стартов проектов.

– Как в Узбекистане воспринимается декларация Токаева об усилении региональной субъектности Центральной Азии?

– Идея региональной субъектности — больше самостоятельных региональных решений, меньше внешней поляризации — воспринимается позитивно. Это совпадает с курсом Узбекистана на укрепление региональной кооперации и экономической независимости.

На международной арене согласованные инициативы Казахстана и Узбекистана усиливают переговорные позиции региона, особенно в вопросах транзита, энергетики и климатической/зелёной повестки.

– Какое место занимает личное взаимодействие Токаева и Мирзиёева? Стало ли доверие фактором ускорения интеграции?

– Личное взаимодействие лидеров оказалось чрезвычайно важным и продуктивным. Формирование формальных механизмов — Стратегической программы 2024–2034 годов, Высшего совета, межрегиональных форматов — сопровождается тесными личными контактами и регулярными переговорами.

Доверие на высшем уровне облегчает быстрое согласование инициатив и запуск совместных проектов. В реальности политическое «ускорение» часто начинается именно с политического мандата лидеров.

– В какой мере Казахстан под руководством Токаева стал катализатором модернизации и инноваций в регионе?

– Под руководством Президента Токаева Казахстан активизировал цифровую трансформацию и зелёную повестку — форумы, инициативы, проекты модернизации инфраструктуры и диверсификации экспортных маршрутов.

Это создаёт пример для соседей — в том числе для Узбекистана — и формирует пространство для совместных инициатив в зелёной энергетике и цифровых платформах.

Но масштаб катализа зависит от финансовых возможностей, внешних инвесторов и готовности соседей синхронизировать нормы.

– Как могут развиваться отношения в ближайшие 3–5 лет? Возможен ли переход к более широкому союзничеству?

– Базовый сценарий — углубление экономической интеграции: логистика, энергетика, промышленная кооперация. Также — институционализация двусторонних форматов: регулярные советы, рабочие группы, согласованная позиция в международных структурах.

Переход к формальному союзничеству в сфере безопасности маловероятен в краткой перспективе. Страны будут придерживаться осторожной многовекторности.

Вероятнее — усиление координации в сфере пограничной безопасности, борьбы с трансграничными угрозами и антитеррористические инициативы на уровне практических механизмов.

По словам Равшана Назарова, визит Президента Токаева — это не дань политическому протоколу, а рабочая площадка для превращения стратегических деклараций в реальные экономические и инфраструктурные проекты.

Если соглашения будут успешно реализованы, тандем Астана–Ташкент усилит свою региональную роль в международных форматах и станет ключевым драйвером модернизации Центральной Азии.

Похожие материалы