
В январе–июле 2025 года индекс физического объёма услуг связи составил 3,5% г/г, на 0,1 п.п. превышая темпы почтово-курьерских услуг. При этом почтово-курьерский сегмент, снизившись в начале года, с апреля перешёл к восстановлению и показал рост в 3,4% г/г в июле текущего года. Совокупное воздействие цифровизации, роста электронной торговли и развития транспортных узлов обуславливает положительную динамику в сфере почтовой и курьерской деятельности. Структура рынка связи смещена в сторону интернет-услуг. Усиливается внедрение спутниковых технологий, а ценовая динамика стабилизируется на фоне усиленного контроля со стороны регуляторов. В целом отрасль находится в фазе технологической трансформации с потенциалом дальнейшего роста и повышения доступности услуг.
В январе–июле 2025 года услуги связи продемонстрировали умеренный рост в 3,5% г/г, что заметно ниже уровней 2024 года, когда индекс физического объема отрасли постепенно замедлялся с 7,8% г/г в начале года до 3,5% г/г к концу года (Рис. 1). По итогу января-июля 2025 года рост сектора связи незначительно превысил рост сектора почтовой и курьерской деятельности на 0,1 п.п. Почтовая и курьерская деятельность снижалась до -0,8% г/г в феврале, однако с апреля сектор перешел к восстановлению. Темпы ускорились до 4,4% г/г в июне, превышая темпы сектора связи, на фоне продолжающегося развития электронной коммерции и расширения логистических мощностей, повышающие спрос на курьерские услуги. Согласно данным министерства торговли и интеграции и Бюро национальной статистики (БНС), объём электронной коммерции в 2024 году превысил 3,1 трлн тенге, при этом свыше 84% операций пришлось на маркетплейсы, а доля онлайн-сегмента в розничной торговле выросла до 14,1%.
Структура услуг связи по видам за период январь–июль 2025 года показывает, что доля услуг сети интернет доминирует, составляя 58,7% от общего объёма оказанных услуг связи (Рис. 2). На втором месте находятся услуги мобильной связи – 15,8%. Далее прочие телекоммуникационные услуги (15,2%), в то время как услуги междугородной и местной связи занимают лишь 1% и 1,9% соответственно. Данная асимметрия свидетельствует о том, что сеть интернет является основным способом передачи сообщений. В январе-июле 2025 года произошел значительный прирост абонентской базы спутникового беспроводного интернета. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года число абонентов выросло более чем в 2,5 раза. Данное расширение спутникового интернета стало возможным благодаря инфраструктурным проектам.
В частности, министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности официально испытало в августе текущего года спутниковую систему Shanghai SpaceSail, зарегистрировав скорость подключения до 200 Мбит/с, что подтверждает её потенциал для использования в труднодоступных регионах. Также с 13 августа 2025 года начались официальные продажи спутникового интернета от компании Starlink, после согласования с нормами безопасности, действующими на территории Республики Казахстан.
Ценовая динамика в сфере связи характеризуется некоторой волатильностью. Индекс потребительских цен на услуги связи достиг пика в январе 2025 года (17,7 % г/г), после чего наблюдалось еще одно ускорение до 17,6% г/г в мае и в июле показатель резко снизился до 10% г/г (Рис. 3). Такая траектория отражает комбинацию факторов: с одной стороны, влияние ценовых корректировок на услуги связи, а с другой – возможную стабилизацию тарифной политики операторов на фоне снижения спроса на услуги мобильной связи и интернет-услуги.
Параллельно с этим Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) фиксирует проблемные сигналы на рынке связи. По итогам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг проводного (фиксированного) интернета в действиях мобильных операторов обнаружены признаки монопольного повышения тарифов, что привело к началу расследования. Данное решение АЗРК могло послужить фактором существенного снижения общего уровня цен на услуги связи в июле текущего года.