
Каковы основные приоритеты ЕБРР в Казахстане на ближайшие годы, особенно в условиях глобальной экономической нестабильности?
— За последние годы глобальная экономическая ситуация претерпела значительные изменения: геополитическая напряжённость влияет на торговые потоки и прямые иностранные инвестиции во всём мире. Несмотря на вызовы, такие изменения открывают новые возможности для некоторых стран, в частности в Центральной Азии, за счёт перераспределения международных логистических маршрутов.
На сегодняшний день ЕБРР инвестировал в Казахстан более 11 миллиардов евро в рамках 340 проектов. Как крупнейший институциональный инвестор в стране, мы намерены и далее поддерживать Казахстан в освоении новых экономических возможностей. С этой целью банк содействовал созданию Совета иностранных инвесторов — площадки для диалога между зарубежными инвесторами и государственными структурами, которую совместно возглавляют Президент Касым-Жомарт Токаев и ЕБРР.
Экономический рост стран Центральной Азии, включая Казахстан, долгое время обеспечивался за счёт экспорта сырьевых ресурсов. Однако переход к низкоуглеродной экономике меняет структуру глобального спроса на углеводороды. Казахстан, обладая богатым опытом в добыче природных ресурсов, может использовать этот потенциал для развития стратегически важных сырьевых материалов, необходимых для «зеленой» экономики.
В 2022 году Совет директоров ЕБРР утвердил пятилетнюю стратегию сотрудничества с Казахстаном, разработанную в тесном взаимодействии с Правительством. Она строится на трЕх ключевых направлениях: повышение конкурентоспособности частного сектора, повышение уровня интеграции и качества государственного управления; содействие экологически устойчивому развитию и достижению углеродной нейтральности; а также расширение экономических возможностей и продвижение гендерного равенства через участие частного сектора.
Как известно, Правительство Казахстана утвердило Национальный план развития инфраструктуры до 2029 года, охватывающий проекты в сферах энергетики, транспорта, цифровизации и водоснабжения. ЕБРР уже активно участвует в реализации этого плана, финансируя ключевые проекты, такие как реконструкция очистных сооружений в Актобе и повышение устойчивости электроэнергетической системы за счёт подключения Западно-Казахстанской энергосистемы к единой энергосети страны.
В течение следующих пяти лет ЕБРР планирует направить не менее 2 миллиардов евро на модернизацию энергетической и коммунальной инфраструктуры Казахстана и мобилизовать дополнительное финансирование для этих целей. Кроме того, банк содействует развитию механизмов государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в энергетику, городской транспорт, здравоохранение и образование.
Торговля внутри Казахстана, между странами Центральной Азии и за её пределами может значительно усилиться от развития Транскаспийского транспортного коридора (ТКТК). Стране важно модернизировать автодорожную и железнодорожную сеть, усовершенствовать пограничную инфраструктуру и устранить барьеры, препятствующие торговле и перемещению товаров.
ЕБРР также активно участвует в проектах по развитию возобновляемых источников энергии и систем хранения энергии, имеющих стратегическое значение для энергетического перехода страны. В условиях глобального спроса на материалы для «зелёных» технологий может занять достойное место на мировом рынке. Мы поддерживаем партнёрство ЕС и Казахстана в области стратегически важных сырьевых материалов — от разработки перспективных месторождений до модернизации геолого-информационной базы. Наш проект по месторождению графита «Сарытоган» в Карагандинской области — яркий пример такой работы.
— Как ЕБРР планирует поддерживать проекты в рамках своей стратегии перехода к «зелёной» экономике в Казахстане? Планирует ли банк финансировать проекты не только в крупных городах, но и в регионах, где особенно остро стоят экологические проблемы и вопрос доступа к чистой энергии? Насколько этот подход соответствует цели Казахстана — достичь углеродной нейтральности к 2060 году?
— В 2024 году ЕБРР более чем втрое увеличил объём годовых инвестиций в Казахстан, подписав 25 проектов на общую сумму 913 миллионов евро. При этом 61% всех инвестиций были направлены на поддержку «зелёных» проектов по всей стране.
Казахстан добился впечатляющего прогресса в развитии возобновляемых источников энергии: к весне 2025 года установленная мощность ВИЭ достигла почти 3 ГВт, тогда как десять лет назад их доля была практически нулевой. Сегодня ВИЭ составляют более 6% от общего энергобаланса страны, и примерно треть этих мощностей была профинансирована ЕБРР.
Банк также оказывает содействие Казахстану в реализации национальной стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов и в выполнении глобальной инициативы по сокращению выбросов метана. Дальнейшая декарбонизация экономики потребует активизации программ по проведению аукционов на строительство объектов ВИЭ с элементами накопления энергии (аккумуляторными системами).
Совместно с партнёрскими банками ЕБРР реализует программу Green Economy Financing Facility (GEFF), направленную на стимулирование использования возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности в частном секторе. Средства, выделяемые в рамках GEFF, помогают микропредприятиям, малому и среднему бизнесу, а также домохозяйствам — в том числе в отдалённых регионах страны — адаптироваться к изменению климата, снижать уровень загрязнения окружающей среды и рационально использовать водные ресурсы.
Этот подход напрямую соответствует национальному курсу Казахстана на достижение углеродной нейтральности к 2060 году и способствует формированию устойчивой, экологически ориентированной экономики в долгосрочной перспективе.
— Как ЕБРР планирует поддерживать развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, особенно в удалённых регионах?
— Программа ЕБРР по финансированию и развитию МСБ в Казахстане помогает предприятиям из разных отраслей получать консультационные услуги и другие нефинансовые продукты в рамках инициативы Advice for Small Businesses. Особое внимание уделяется поддержке компаний с высоким потенциалом роста, а также микропредприятий и малых бизнесов, в том числе в труднодоступных регионах.
ЕБРР также финансирует развитие МСБ через соглашения о совместном разделении рисков (Risk Sharing Facility, RSF) с местными финансовыми партнёрами. Это позволяет расширить доступ к финансированию для более мелких и отдалённых клиентов и поддержать реальный сектор экономики. С 2020 года объём операций в рамках RSF достиг почти 21 миллиона евро.
С 2001 года почти 4 000 казахстанских МСБ получили бизнес-консультации и отраслевые экспертизы. С 2015 года более 20 000 предпринимателей воспользовались нефинансовыми услугами — обучающими программами, семинарами и возможностями для нетворкинга. Кроме того, около 200 000 предпринимателей были охвачены цифровыми образовательными материалами.
По нашим оценкам, около 70% малых предприятий, получивших поддержку ЕБРР, расположены вне Алматы и Астаны, а более половины компаний в рамках поддержки возглавляют женщины. Благодаря нашей помощи с 2015 года в местных МСБ создано свыше 9 800 новых рабочих мест.
Программа Advice for Small Businesses реализуется при поддержке Правительства Казахстана, и недавно сотрудничество было продлено ещё на пять лет. В рамках нового соглашения особое внимание будет уделено средним предприятиям с высоким потенциалом роста, которым будет помогать привлечение внешних инвестиций и развитие отраслевых лидеров.
— Как можно укрепить сотрудничество стран Центральной Азии в области водных ресурсов и повышения климатической устойчивости при участии ЕБРР?
— Каждый четвёртый житель Центральной Азии, где проживает более 83 миллионов человек, не имеет постоянного доступа к безопасной питьевой воде. По прогнозам World Resources Institute, к 2050 году около миллиарда человек во всём мире столкнутся с крайне высоким уровнем водного дефицита. Это вызовет серьёзные сбои в экономике и сельском хозяйстве. Особенно сильно пострадают страны Центральной Азии.
Хотя ЕБРР не в состоянии самостоятельно остановить процесс глобального потепления или полностью устранить его последствия, банк активно способствует смягчению последствий изменения климата, расширяя доступ к воде, совершенствуя управление водными ресурсами и продвигая их рациональное использование.
ЕБРР решает эти задачи через инвестиции и техническую помощь. В июне наш банк предоставил суверенный кредит в размере 250 миллионов долларов Министерству водных ресурсов Узбекистана на модернизацию 110 насосных станций, обслуживающих ирригационные системы в 10 регионах страны.
В Казахстане мы продемонстрировали, как участие частного сектора способствует модернизации водоснабжения. Многолетняя поддержка единственного в стране частного муниципального оператора в Шымкенте позволила обеспечить качественное водоснабжение более 1,2 миллиона жителей города.
В Кыргызской Республике мы помогли обеспечить безопасный доступ к воде в 26 муниципалитетах, модернизируя городские службы, снижая потери воды и повышая климатическую устойчивость муниципалитетов. Проекты, охватывающие густонаселённые регионы, оказали системное влияние на страну.
В Таджикистане мы содействовали обеспечению чистой водой в 21 муниципалитете, улучшая условия жизни и санитарии, даже в удалённых горных районах.
ЕБРР также участвует в модернизации существующих гидроэлектростанций региона для повышения их эффективности, улучшения климатической устойчивости и адаптации к изменению уровней водных ресурсов.
Мы рассчитываем на продолжение плодотворной работы с местными и международными партнёрами для поддержки инфраструктурных проектов в регионе, обеспечивающих качественные услуги населению и эффективное использование ресурсов.